12+

Городская еженедельная газета «Вечерний Магадан»

Главная / Статьи / Кто к нам в гости приходил?
09.08.2017 15:45
  • 56

Кто к нам в гости приходил?

Фото: архив "ВМ"

На прошлой неделе редакцию «ВМ» посетили путешественники из Бельгии

Согласитесь, что может быть лучше чашечки ароматного кофе в компании с интересными собеседниками?

На днях к «ВМ» «заглянул» дизайнер, фотограф и хороший друг Андрей Осипов. Но к нашему приятному удивлению Андрей пришел не один, а в компании двух очаровательных спутниц – Мартин и Софи.

О гостях

Мартин на Колыме уже в третий раз, а для Софи эта уже вторая поездка в Магаданскую область. Женщины живут в Бельгии, работают учителями. Мартин   – в Остенде, Софи   – в Брюгге. Мартин ведет курсы по религии и психологии, а Софи   – религии, истории и голландскому языку.

«Познакомился я с Мартин в 2012 году, когда она впервые побывала на Колыме. А вот знакомство с Россией для нее началось двумя годами ранее, с поезда Москва   – Владивосток (для многих европейцев этот маршрут один из самый увлекательных, так как в Европе уже не встретишь спальных вагонов, да и через каждые 500–1000 км ты в другой стране). В поезде она и прочитала коротенькую заметку о Магадане, заинтересовалась нашим краем, стала искать литературу о нас, – рассказывает Андрей Осипов. – Прежде она увлеклась Солженицыным, Шаламовым, а потом и вовсе отыскала северных авторов: Рытхэу, к примеру, и решила приехать в столь манящий и отдаленный край».

Надо сказать, что добраться до Магадана Мартин пыталась два года, копив деньги (для европейца поездка к нам обходится тоже недешево).

«Андрей стал переводчиком, завязалась дружба,   – вспоминает Мартин. – Маршрут для меня выстроила туристическая компания – лагери (Бутугычаг, Днепровский), поселки, озера, наледи и бесконечная нитка Колымской трассы. Я была под неописуемым впечатлением от Колымы и людей, вдохновившись увиденным, решила вернуться в эти места и вновь приехала уже через год с Софи. Второй визит на Колыму был насыщеннее. За неделю мы проехали по кольцу Колымской трассы, заехали в пос. Ола, где Андрей познакомил нас с прекрасной сказочницей Чиной Моторовой, которая жила в пос. Гарманда Эвенского округа. Я всегда мечтала побывать у оленеводов, и мне выдался шанс слетать в пос. Эвенск, в оленеводческие бригады».

«Продолжением визита стал как раз пос. Эвенск, где мы провели неделю,   – подхватила Софи. – Эвенский округ невероятно богат людской теплотой, бытом коренных народов – наши новые друзья-оленеводы останутся навсегда в наших сердцах. Оленеводство – визитная карточка вашей территории, и очень хочется верить, что оно сохраниться как можно дольше. Ничего подобного в современном мире уже не встретишь. Мы оказались в краю настоящих людей. И однозначно решили приехать сюда еще раз».

Этот район стал местом притяжения для третьего визита.

18 дней

Пару дней назад Андрей, Мартин и Софи вернулись из Эвенска, где пробыли 2,5 недели. В самом поселке практически не были, в основном кочевали по району.

«На р. Большая Гарманда в это лето было «стойбище»
старейшин Акулины и Сергея Нутайменых, которые ловили рыбу для оленеводческих бригад. Мы поселились вместе с ними, в палатке. Лето выдалось дождливым   – реки поднялись, и попасть в глубь территории стало невозможным, даже на вездеходе. Стояли долго, ждали, пока упадет р. Гижига. Однажды даже попытались преодолеть маршрут на лодке, но если в нижнем течении река все еще полноводна, то в верхнем – обмелела. Мы стали заложниками погоды. Все ждали с надеждой, когда спадет вода, но безуспешно, – поясняет Андрей. – Позже в совхоз «Ирбычан» поступила просьба от 5-й оленеводческой бригады – прислать им ветеринара. Эта бригада находилась в 30 км от пос. Эвенска, вокруг тундра и болото – дорог нет».

Андрей, Мартин и Софи решили поехать с ветеринаром Светланой Бидаевой, попытать удачу, так как маршрут проходит по тундряку, болоту и на пути   – три реки, одна из которых   – Вархалам, в любой момент может разлиться и перекрыть путь в бригаду. В планах была поездка на три дня, а после возвращения   – снова пробовать пробиться через р. Гижига
в глубь территории.

«На дорогу ушло 4 часа, полное бездорожье. На лицах моих друзей-иностранцев сияла улыбка все время. Проехаться на крыше вездехода   – мечта для них,    – рассказывает Андрей Осипов.   – В бригаде мы жили обычной жизнью оленеводов   – помогали с отловом оленей, собирали дрова, рыбачили, мылись в реке. Стадо у 5-й бригады огромное, около 2 000 голов, и для ветеринара Светланы оленеводы Николай Коркопский, Геннадий Ханькан маутом (арканом) отлавливали хромых оленей для осмотра и лечения».

Эти дни шел дождь, р. Вархалам поднялась, и путешественники не рискнули сразу перебираться на другой берег. Застряли. Планируя поездку, Андрей оставил в запасе неделю, как раз на такие случаи.

«Поэтому мы особо не переживали, начали ждать… Первый день, четвертый, седьмой – дождь и сейчас не прекращался, только иногда сменяясь моросью, туманом или порывистым ветром. Солнце было всего один день,   – вспоминает Мартин.    – Тяжелые погодные условия, в которых работают оленеводы, для привычных к городскому комфорту людям не по силам. Все те, кого нам посчастливилось повстречать в эту поездку, по-настоящему любят свою работу, север, это настоящие люди, полные жизненной силы. Прожили мы здесь прекрасную наполненную событиями неделю, и нам выпала еще большая удача – пришло время бригаде перекочевать».

Базовый лагерь собрали быстро. На все ушло не больше часа, сложили скарб на трактор (на котором бригада кочует с места на место) и на вездеход. Дорога на новое место в 10 км вверх по течению р. Четлава заняла около часа. На следующий день они снова попытались перебраться через р. Вархалам, и наконец-то получилось. На другом берегу р. Вархалам есть еще один лагерь – Манадин, где летом живут старейшины, Иван и Марфа Коркопские. Подкрепившись, группа выдвинулась в пос. Эвенск. Но вскоре на полпути вездеход поломался   – посередине тундры, на болоте. Водитель Рудольф Амагачан разобрал вездеход буквально по частям, как конструктор, в поисках поломки. На ремонт ушли весь вечер и ночь. В 6.20 они добрались до пос. Эвенска и уже в 13.00 улетели в Магадан. Всего в Эвенске провели 18 дней.

Как впечатления?

Главной целью этого визита для Мартин и Софи стало знакомство не только с культурой коренных народов Севера, но и поиск счастья. В век потребления в обществе принято иметь очень много вещей – это признак состояния. Скромный быт оленеводов, простой обиход не мешают им оставаться прекрасными счастливыми людьми с насыщенной событиями жизнью. Вот этот контраст поразил Мартин и Софи больше всего.

«Это будет сложно объяснить моим знакомым, это надо прочувствовать на себе»,   – признаются наши гостьи.

«Прежде всего, мы будем рассказывать об этом на своих уроках. Ведь это отличный пример для учеников   – посмотреть на вещи с другой стороны. Во всем мире есть народы, которые находятся на грани исчезновения. Очень скоро они полностью ассимилируют и окончательно исчезнут, в век глобализации этого, к сожалению, не избежать. Многие малые народы сохраняют свои корни, такие огоньки культуры можно встретить пока еще повсеместно   – нам интересно изучать, участвовать в процессе их жизни. Такие народы – актуальный пример жизни, силы народа. Эвенск   – уникальный для этого пример»,   – говорит Мартин.

«Сейчас в современном обществе произошла подмена культуры, смыслов, – продолжает Софи. – Как-то ночью в наше «стойбище» на р. Большая Гарманда приехали несколько машин, молодые голоса очень громко что-то обсуждали около наших палаток, начали гудеть, светить фарами, перебирать утварь. Наши собаки лаяли, бросались на них. Мне стало страшно, а в соседней палатке спали старейшины. Этот «концерт» длился около часа. На мой взгляд, это полное неуважение, в первую очередь, к своим же жителям. Поселок маленький, и наверняка всем известно об этом месте. Сейчас в обществе, как мне кажется, существует огромный пробел между молодежью, которая желает уехать из Эвенска поскорее (в поселке нет даже парикмахерской), и старшим поколением, которое привыкло жить традиционным укладом. Пока внутри общества не будет взаимопонимания и взаимоуважения, никакой этнос не сможет сохранить свои корни.

В поездке нам удалось познакомиться еще с одним с оленеводом – Константином, или, как все его называли, Костиком – совершенно чистым и прозрачным человеком. Он однажды обмолвился, что когда приезжает в город, он не чувствует своего места в общества, он один из тысячи, а вот в тундре, в своей бригаде, он – человек. На людях, как он, держится большая часть оленеводства края».

Автор: Наталья Мифтахутдинова

Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите, пожалуйста, необходимый фрагмент и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам. Заранее благодарны!