12+

Городская еженедельная газета «Вечерний Магадан»

Главная / Статьи / Сначала «рождение», потом регистрация
12.07.2017 14:44
  • 79
  • 1

Категории:

Сначала «рождение», потом регистрация

1929 год – дата основания Магадана

Напомним, в сентябре 2015 года Магаданской городской Думой было принято решение перенести дату основания Магадана на 10 лет назад.

Изначально данный вопрос был вынесен на обсуждение заседанием городской Общественной палаты в декабре 2014 года, который заинтересовал и вызвал неутихающие споры среди населения.

Дело в том, что в исторических документах, предоставленных областным архивом, есть сведения о том, что на заседании президиума Ольского райисполкома, состоявшемся 13 октября 1928 года, постановили: определить местом постройки культбазы и снабженческих баз бухту Нагаева.

Позже, 22 июня 1929 года, в бухту прибыл пароход с грузом и строителями Восточно-Эвенской (Нагаевской) культбазы. Уже на следующий день они начали вырубку леса и возведение первых построек.

В данном случае получается, что мы «потеряли» целых 10 лет, и, как посчитали представители Общественной палаты, – важно восстановить историческую справедливость. Ведь речь идет, прежде всего, о памяти наших земляков. Тех людях, что в нечеловеческих условиях начинали создавать первую инфраструктуру будущего города, который впоследствии и получил официальный статус.

Споры и дискуссии не умолкали в течение нескольких лет. Свои доводы и факты по данной теме приводили историки, краеведы, геологи, старожилы города, политические деятели и просто неравнодушная общественность.

«ВМ» также не остался в стороне и самые яркие из них, в том числе два архивных документа, предоставленных Государственным архивом Магаданской области, опубликовал в своих выпусках в 2015 году.

В 1928 году первая Колымская экспедиция Ю. А. Билибина положила начало детальному изучению Колымы. Достоверные сведения об экономике края были получены гидрографической экспедицией И. Ф. Молодых, который рекомендовал бухту Нагаева как удобную для сооружения порта и исходную точку строительства дороги.

13 октября 1928 года Ольский райисполком принял решение о постройке Восточно-Эвенской (Нагаевской) культ­базы, а 22 июня 1929 года на берег бухты вышли первые строители, приступив к сборке трех жилых домов, школы, ветеринарного пункта, больницы и здания интерната.

В 1930 году от моря прорубили просеку к Магаданке, где появились строения культ­базы, фактории, базы «Союззолото». Поселок Нагаево становится центром вновь образованного Охотско-Эвенского национального округа. Когда в ноябре 1931 года на пароходе «Славстрой» прибыли демобилизованные воины Особой Краснознаменной Дальневосточной армии, население увеличилось сразу с 500 до 2 000 человек. Запестрел палаточный – «ситцевый» – городок, а палаточная улица была названа именем командующего Дальневосточной армии В. К. Блюхера.

В ноябре 1931 года был создан Государственный трест по промышленному и дорожному строительству в районе Верхней Колымы «Дальстрой». 4 февраля не приспособленный для плавания во льдах пароход «Сахалин» подошел к воротам бухты Нагаева. Дальше его не пустил лед. На «Сахалине» прибыла группа руководителей треста во главе с первым директором Дальстроя Эдуардом Петровичем Берзиным. Пароход доставил и первую группу заключенных.

Место для постройки опорной базы Э. П. Берзин выбрал в трех километрах от бухты. За короткое время на берегах реки Магаданки построили бараки, механические мастерские, лесопильный заводик с 13-километровой узкоколейкой для подвозки леса. Побывавший здесь летом 1932 года Сергей Обручев писал: «В долине речки на просторной и свободной площадке построен… городок Магадан – современная столица побережья. Из него в Нагаево ходят автобусы (пока еще грузовики со скамейками), и даже, как говорят, цивилизация зашла так далеко, что в этих автобусах надо остерегаться воров».

В октябре 1932 года из Ленинграда прибыли первые двадцать двухэтажных щитовых домов. Буквально через месяц они были собраны, так появились улицы Советская и Коммуны. Вступил в строй и первый водопровод.

На берегу Магаданки, в районе 31-го квартала, вырос кирпичный завод, работавший на местных суглинках. Кирпича не хватало, и в качестве утеплителя на стройке использовался прессованный мох. На 4-м км возник глинобитный городок. Первые кирпичные здания – два трехэтажных жилых дома – стали возводить в 1933 году. Первыми общественными зданиями были электростанция и телеграф.

Летом следующего года был сдан в эксплуатацию 50-метровый причал, а 29 декабря 1934 года магаданцы принимали пароход «Уэлен».

В том же году открылся техникум для подготовки горнопромышленных, сельскохозяйственных и педагогических кадров. Появились своя постоянная газета «Советская Колыма», издательство, музей. В мае 1935 года началось строительство четырехэтажной школы № 1 по проекту, присланному Н. К. Крупской по просьбе Э. П. Берзина.

В декабре 1935 года введены в эксплуатацию судокотельный, механический и кузнечный цеха Марчеканского завода, где начали выпускать стальные катера, сухогрузные и нефтеналивные баржи. Через два года самостоятельным предприятием стал авторемонтный завод.

В 1936 году была установлена радиосвязь с «материком». Магаданцы услышали голос московского диктора.

Вначале город рос как база для снабжения колымских приисков, куда и велась трасса, отправлялись основные силы геологов, горняков, строителей. Учитывая отдаленность от месторождений, плохой климат побережья,
Э. П. Берзин планировал не развивать Магадан, а выстроить главный город золотодобывающего края на Колыме, в устье реки Таскан.

С 1937 года начался черный период в жизни края. Прямое подчинение Дальстроя ЦК ВКП(б) и НКВД определило его структуру, особый характер деятельности. Это, естественно, отложило отпечаток и на город, ставший пропускными воротами Севвостлага. Основной рабочей силой здесь на долгие годы стали заключенные. Сотни тысяч людей, пострадавших в годы политических репрессий
30–50-х годов, прошли путь от Нагаевского порта до самых дальних приисков и поселков.

Историки и краеведы нанесли на карту региона 250 сталинских лагерей. По данным комиссии при Президенте России, в ГУЛАГовском архипелаге погибло около 25 миллионов человек, 800 тысяч прошли через колымские лагеря.

Уже в 1937 году Малая Советская энциклопедия представляла Магадан как новый город, центр Верхне-Колымского горнопромышленного района. Городом именовался он и в приказах Дальстроя.

Но официально Магадан получил этот статус Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 14 июля 1939 года.

В апреле 1941 года введено в эксплуатацию здание главного управления Дальстроя (позже здесь обосновалось «Северовостокзолото»). Оно выделялось масштабом среди других зданий. Авторы проекта архитектор Н. Н. Юргенсон, конструктор В. Г. Дроздов. В октябре этого года закончилось строительство Дома культуры (с 1946 г. – театр им. А. М. Горького).

В Великую Отечественную войну Магадан жил единым стремлением со страной: сделать все для победы над врагом.

Напряженным трудом магаданцы помогали фронту. С оружием в руках воевали многие магаданцы. После войны через Магадан пошли новые этапы с зэками, большей частью советские военнопленные, освобожденные из гитлеровских лагерей. Они строили дороги, новые прииски на Колыме, Индигирке. Их труд широко использовался при возведении зданий в Магадане.

С окончанием войны наступил качественно новый период развития северного края и его центра. За последующие десятилетия Магадан превратился в крупный административный, финансовый, научный и культурный центр, где берут истоки все жизнеобеспечивающие артерии территории. В развитии науки, образования, здравоохранения Магадан в это время занимал лидирующее положение в Российской Федерации.

Отличительной чертой этого периода в жизни города стало комплексное развитие строительства. В пик строительной индустрии весь Магадан представлял собой огромную строительную площадку. Город ежегодно получал свыше 100 тыс. кв. метров жилья, по нескольку школ, детских садов, других объектов социально-культурного и производственного назначения.

60–80-е годы, без преувеличения, были периодом формирования города нового типа. Его исторический центр, построенный по проектам ленинградских зодчих, органично дополнили современные микрорайоны.

Сегодня Магадан – это современный город со сложной инфраструктурой, которая, по сути, определяет доступность и качество городской среды. С каждым годом Магадан заметно преображается: строятся новые жилые дома, ведется благоустройство улиц, площадей, парков и скверов, реконструируются исторические и культурные памятники.

История нашего города полна сложных и противоречивых фактов, но мы ценим и прошлое, и настоящее нашей малой родины, потому что здесь всегда имело место мужество и благородство, здесь характеры проверяются на прочность и золото человеческих отношений – самой высокой пробы.

Автор: Наталья Мифтахутдинова

Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите, пожалуйста, необходимый фрагмент и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам. Заранее благодарны!

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

Реклама

Вверх