12+

Городская еженедельная газета «Вечерний Магадан»

Главная / Статьи / Прозаполнявшиеся
19.04.2017 15:42
  • 42

Прозаполнявшиеся

Фото с сайта expert.ru

Бюрократизм влез в отношения ученика и учителя

Недавно была опубликована статья профессора Саратовского государственного университета Веры Афанасьевой «Пять причин, по которым
не следует становиться профессором»

За науку – на допрос

Автор подняла вопросы о пороках самой системы образования: о невозможной канцелярщине, о нелепостях чиновничьего контроля, о тотальной нищете учителей. И вместо того чтобы Минобрнауки прислушалось, УБЭП с прокуратурой учиняют профессору допрос по фактам указанных в ироничной, в общем-то, публикации. Полицейские уже допрашивают профессоров из-за заметки о российской науке.

«Когда в восьмидесятых я задумывалась о карьере, – пишет автор, – быть профессором было не только интересно и почетно, но и очень практично. В самом деле, занимался профессор любимым делом, работал с виду совсем немного (часа эдак три в неделю), а зарплату получал как норильский шахтер, – мог позволить себе кооператив в центре города и дачу на Волге, а за отпускными приходил в кассу с чемоданчиком – в портфель деньги не поместились бы. Профессоров уважали, их почитали, о них рассказывали легенды, каждый из них был уникален, неповторим и поэтому любим...»

Не будем пересказывать заметку, вы ее легко найдете. Постулаты сводятся к следующему: интеллектуальный труд ученого больше не ценится, это больше не престижно; теперь он без конца заполняет никому не нужные списки, сведения, рейтинги, анкеты, портфолио, программы, планы, отчеты, – заниматься научной работой просто некогда.

В народе считают, что сегодня можно купить все: диплом, аттестат, диссертацию, о качестве образования говорить не приходится. Образование на государственном уровне объявлено услугой наряду с официантами, таксистами и разносчиками пиццы. Зарплаты низкие, а нагрузка растет. Коллективу за свой счет приходится покупать канцтовары, заправлять картриджи, ездить в командировки, издавать монографии и пособия. Ко всему этому вороху добавляется боязнь потерять работу, вплотную заниматься наукой, свободно мыслить из-за идеологической цензуры. При этом нагрузку никто не отменял: нормальную зарплату в школах и вузах преподаватель может получать, только взвалив на себя дополнительные предметы, классные часы, факультативы, смежные дисциплины.

Не ученик, функция

Количество бумаги, которая сегодня переводится на заполнение всевозможных отчетов и грузом оседает в кабинетах высшего начальства, исчисляется в тоннах загубленных деревьев и километрах затраченных нервов на их заполнение.

При этом образовательные программы, директивы по объяснению материалов, жесткие сроки на каждую тему загоняют и преподавателей и учеников – студентов в ситуацию, когда вместо того, чтобы научить мыслить, учитель пытается впихнуть в ребячьи головы большие объемы знаний за короткие сроки. Естественно, от такого насилия он получает подсознательный мятеж и отпор. Все потому, что учитель потерял функции наставника. Он сегодня не может составить собственный план занятий, представить свое видение раскрытия тем и дисциплины, дать наконец своим подопечным возможность мыслить свободно, учить формулировать мнение, смотреть с разных точек.

В чудесном фильме с Робином Уильямсом «Общество мертвых поэтов» учитель предлагал детям встать на парты и посмотреть вокруг – увидеть привычный мир под другим углом. Вот – истинная цель любого педагога – не воспитывать человека-функцию, а стать наставником в познании мира и его процессов, научить не избегать ошибок, но исправлять их, получая бесценный практический опыт. Но нет сегодня у преподавателя ни времени, ни сил, – все отнимает погоня за рейтингами, дробь бумажек, ведение бесконечных документов и заборы цифр, за которыми уже не видно учеников. Некоторых все устраивает, ведь не нужно придумывать, как и что говорить в классе или аудитории – «чеши по написанному» и ставь двойки тем, чья позиция отличается от генеральной линии. Но такое преподавание мертво и ничего живого родить не может. Великий историк Василий Ключевский в свое время писал: «Преподавателям слово дано не для того, чтобы усыплять свою мысль, а для того, чтобы будить чужую». Тысячу раз прав он и государству просто необходимо ослабить свою бюрократическую хватку и спрятать зубы, хотя это кажется и немыслимо для авторитарной власти. Но иного пути нет, иначе люди-функции, утратившие тягу к познаниям, затопят его пусть и патриотическим, но крайним невежеством.

Автор: Владимир Труханов

Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите, пожалуйста, необходимый фрагмент и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам. Заранее благодарны!

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

Реклама

Вверх