12+

Городская еженедельная газета «Вечерний Магадан»

Главная / Статьи / Образ мира Владимира Серкина
16.02.2017 12:44
  • 1453
  • 1

Образ мира Владимира Серкина

Магаданский ученый – о психологии, творчестве, различиях жизни в столице и на Колыме

В издательстве АСТ вышла в свет книга нашего земляка Владимира Серкина «Звезды Шамана». В новой книге автор продолжает описание диалогов, необычных практик, образа жизни и мировоззрения человека, которого окружающие считают шаманом.

«ВМ» увидел в этом хороший повод поговорить с ученым, философом и писателем.

– Владимир Павлович, поздравляем с выходом новой книги. В связи с этим позвольте несколько вопросов. Ваша тематика – практически новый жанр в современном повествовании. Художественной литературой в чистом виде ваши тексты тоже не назовешь. Что это – новая философия? Новое ницшеанство? Апология дауншифтинга (в данном случае ухода от людей)?

– Спасибо за внимание и вопросы. Жанр не нов. Еще в античности описаны диалоги Сократа. Кто не читал Платона, сравнивают с Кастанедой.

Новая философия – слишком громко пока. Философия   – отрефлексированная и описанная в понятиях часть мировоззрения. Здесь до полной рефлексии и описания в понятиях еще далеко. Но я годами постепенно и систематично решаю эту задачу.

Вопрос о сравнении Шамана с Заратустрой для меня нов. На первый взгляд, есть содержательные различия. Как сформировался у Ницше Заратустра, неизвестно (ушел в горы и пришел). Меня интересует жизнь Шамана, его быт, его формирование и как личности, и как сущности, понимание и объяснение его действий, умений, знаний и многое другое.

Про дауншифтинг: не знаю ни одного человека, который после прочтения книг попытался бы жить на нашем суровом побережье как Шаман. Обычно дауншифтинг (down) означает снижение активности и уровня. Здесь же ровно наоборот. Иначе в наших условиях не выживешь. Да и Шаман периодически живет в городах.

– Ваш Шаман замыкается от общества, тем самым достигая просветления. Тема отшельничества у человечества от древнейших времен, включая мифических персонажей, до современных отшельников. По-вашему, только так можно достигнуть мудрости?

– В книгах очень четко говорится о циклах жизни Шамана. Каждый цикл состоит из двух периодов: а) жизнь на побережье; б) жизнь в городах. Описано, что в последний период жизни в городе (Ярославле) Шаман занимался предпринимательством, освоил огородничество и множество сопутствующих умений, без которых предпринимательство невозможно (компьютер, сети, способы общения, правовые аспекты и др.). Отшельничество – половина цикла (не по времени, а по содержанию).

– «Хохот Шамана» переиздавался уже более 30 раз, книга переведена на другие языки. «Хохот Шамана», «Шаманский лес», теперь вот «Звезды Шамана». Нет ли мысли выбрать другую тему, другого персонажа?

– Сейчас я считаю, что у меня две книги «Хохот Шамана» (в него включен и «Шаманский лес», а «Свобода Шамана» – тот же «Хохот» с дополнением 55 страниц) и «Звезды Шамана». Шаман «сам пишется». Побродишь по побережью, поговоришь с людьми, почувствуешь природу… Я не знаю, как живут другие писатели, но я живу на зарплату профессора – то есть не обязан писать для заработка. Пишу, когда есть настрой и время (со временем труднее). Получилось за 20 лет около 500 страниц, всего около 25 страниц в год. Будет настрой, напишу про другое, не будет – не напишу.

– В Магадане вы развивали психологическое направление невроза отложенной жизни, относимое, в частности, к северу. Многие уезжают, тем не менее многие и остаются. Посоветуйте северянам, как не депрессовать.

– Я занимался теорией сознания, образа мира, психологией труда и инженерной психологией (по этой теме и докторская), то есть сценарии и неврозы отложенной жизни – меньшая часть моих занятий.

В психологии (в отличие, например, от педагогики, медицины, социологии и др.) нет обобщенных рекомендаций, все индивидуально. Поэтому часто психологическое консультирование сравнивают не с наукой, а с творчеством или мастерством.

Ваш вопрос настолько объемен, что в газетном интервью нет возможности на него ответить. Но я могу дать ссылки в Youtube в свободном доступе на свои объемные выступления-ответы по заданному вами вопросу:

а) лекция в Дальневосточном Федеральном университете по вопросам миграции с Дальнего Востока youtube.com/watch?v=PJYUHm0p_y0 ;

б) выступление в Магадане в рамках программы «Культурный город» в феврале 2016 (по вашему вопросу – с 29-й минуты и далее) youtu.be/vvz4LBTQTWw

– Что за изучение парапсихологии и эзотерики? Вы что, всерьез верите в третий глаз, левитацию и телекинез?

– В формулировке вашего вопроса чувствуется отношение: «Что за изучение…», «Вы что, всерьез верите в…». В науке не используется понятие «верю – не верю», в науке «доказано – не доказано». Например, явление телекинеза давно доказано (подтверждено во многих странах мира самыми изощренными комиссиями). У нас в стране телекинетическое воздействие, например, Нинель Кулагиной подтверждено десятками комиссий Академии наук СССР, ЦК КПСС и международными комиссиями. Можете, если не доверяете мне, прочесть статью «Парапсихология» в БСЭ (это во времена воинствующего материализма!), подписанную академиками В. П. Зинченко (посмотрите о нем в сети) и А. Н. Леонтьевым (основатель и первый декан факультет психологии МГУ им. М. В. Ломоносова). Нинель Кулагина даже выигрывала советский (!) суд против центральных (!) советских изданий при той жесточайшей цензуре, огульно обвинивших ее в мошенничестве.

Другое дело, что при доказательной фиксации (приборная фиксация, строжайшие протоколы и условия) многих парапсихологических явлений наука до сих пор не может объяснить (или это засекречено) многих эффектов. Это вызывает страх и, соответственно, агрессию, которую я не раз испытывал и на себе даже в Магадане.

Я помню, как в 50-х годах объявляли лженауками генетику, кибернетику и другие настоящие науки. Это нанесло сильнейший вред-отставание отечественной науке, и много честных ученых было уволено. Сейчас похожая ситуация с парапсихоло­гией. Во всех развитых странах мира ведется ее интенсивное изучение, а у нас – гонения. Я читаю единственный в стране большой курс парапсихологии в государственном университете (коммерческих много, но это не очень серьезно) и горжусь этим.

– Скажите, о чем новая книга? И чем она отличается от предыдущих?

– Книга о проблемах жизни (бытия). В предыдущих больше было о проблемах тела (здоровья, долголетия и других). В «Звездах…» я начинаю переход к вопросам развития и смысла. Что такое личность? Для личности в теле нет органа. Это совокупность масок (от греч. – persona, маска актера) и/или ролей (отца, сына, мужа, коллеги и пр.). А что за личностью или глубже личности? Где моя суть, если выполнить и отбросить все эти роли?

И еще я немножко описываю утерянные большинством людей практики использования своих сущностных имен и полетов к звездам в одном из тонких тел. Большинство читателей интересуется именно физическим телом и социальной личностью, а вопросы развития слишком трудны для многих. Поэтому я пока не жду от второй книги такого же успеха. Но посмотрим.

– Можно задать пару житейских вопросов? В Магадан часто наведываетесь?

– Часто – не то слово. При любой возможности, давно перестал считать. Последний раз был почти месяц и улетел 18 января этого года.

– Наивный вопрос: где лучше – в Магадане с его природой или в Москве с ее достатком?

– Про достаток в Москве – иллюзии. Средняя зарплата в Москве велика, но вы сами знаете, что такое среднее. Например, вы получаете 35 тысяч рублей в месяц (сегодня ставка профессора в Москве, без дополнительной работы), а ваш начальник – 3 миллиона рублей в день (!!!) – реальная зарплата некоторых руководителей госкорпораций. А «в среднем» у вас с ним зарплата 45 млн 17 тыс. 500 руб. в месяц. В Москве среднюю считают вместе с такими чиновниками и олигархами. Я как простой профессор снимаю квартиру в «хрущевке» возле своей работы и вижу, как живут и крутятся мои соседи – простые москвичи. Да, в Москве выше пенсии при том же стаже и зарплате, дешевле продукты, лучше инфраструктура, в целом жить полегче (если не тратиться ежемесячно на съем жилья), но, живя в ней шестой год, я не сказал бы о слишком сильных различиях.

Где лучше? На вкус и цвет… Лично мне лучше в Магадане, но пока нет работы.

Справка «ВМ»

Владимир СЕРКИН – психолог. Родился в Якутске в 1955 г. В 1961 с родителями переехал в Магадан. Окончил факультет психологии МГУ им. М. В. Ломоносова, аспирантуру МГУ. Доктор психологических наук. В 1991 году создал и возглавил кафедру психологии Магаданского университета. Автор более 150 научных работ, в том числе трех учебников для вузов с Федеральным грифом «Рекомендовано» и нескольких монографий. Член Союза писателей Москвы. С сентября 2011 г. профессор кафедры организационной психологии Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». Научно-педагогический стаж – более 30 лет.

Творческая встреча с Владимиром Серкиным на лектории "Культурный город"

Автор: Виктория Драчкова, Алексей Арсеньев

Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите, пожалуйста, необходимый фрагмент и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам. Заранее благодарны!

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

Реклама

Вверх